Украина может усилиться на переговорах по Донбассу и не должна идти на прямые контакты с «Л-ДНР»
Аналитик Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" Мария Золкина прокомментировала интернет-изданию "Жизнь" возможность прямых переговоров между украинской стороной и главарями так называемых «ДНР» и «ЛНР», а также вероятность переформатирования минской Трехсторонней контактной группы (ТКГ) переговорщиков по Донбассу.
– Идея о прямых переговорах между Киевом с одной стороны и Донецком с Луганском - с другой, является губительной с точки зрения дипломатических переговорных позиций Украины. Так мы смещаем фокус с признания России как агрессора на признание за ней роли посредника. Не даром, когда в 2019 году активизировались попытки договориться с РФ, та начала активно продвигать идею о прямых переговорах украинской власти с так называемыми "ДНР" и "ЛНР".
Москва заинтересована в том, чтобы Украина тем или иным способом признала политическую субъектность временно оккупированных территорий. Признала, что это не международный вооруженный конфликт между Россией и Украиной (которым он, по сути, является), а – имеющий внутриукраинский, гражданский характер. Если мы позволим РФ это сделать, вся нынешняя схема переговоров – и в минском формате (Украина, России и представители ОБСЕ, а представители ОРДЛО – лишь в подгруппах), и в нормандском формате (Украина, Россия, Германия, Франция) будет сломана. И разговаривать о завершении конфликта нужно будет уже не с РФ, а внутренне - с представителями временно оккупированных территорий.
Исходя из этого, думаю, что на прямые переговоры с нынешним руководством этих территорий украинская власть не согласится.
Потому президент Зеленский предлагал некие компромиссные варианты. В том числе - обновить представительство в минской ТКГ. В частности, искать гражданских, которые не брали участи в военной или политической составляющей. Искать людей, которые были бы авторитетными по обе стороны линии разграничения. И которые смогут в рамках неких установочных сборов избрать из своей среды тех 6-9 представителей, которые и будут представлять и подконтрольные, и временно оккупированные территории Донбасса. И будут инкорпорированы в группу переговорщиков в Минске.
Но эта идея, как мне кажется, обречена. Прежде всего, потому что РФ не заинтересована в подобном обновлении ТКГ.
Если украинской стороне важно привлечь людей без шлейфа участия в руководстве "республик", в военных событиях (то есть, были более-менее нейтральных), то для РФ интерес как раз в другом – чтобы официальный Киев согласился говорить, возможно, не с нынешним руководством "ДНР" и "ЛНР", но обязательно с теми, кто известен на тех территориях как сторонник этих псевдоформирований.
РФ нужны не нейтральные личности, а персоны, которые реально представляют идею "самостоятельности", "независимости" этих "республик", их отдельности от Украины.
А потому в базовом подходе то, что предложил Владимир Зеленский не будет воспринято Кремлем.
Еще момент: гражданские лица, которые могут быть услышаны по обе стороны линии разграничения, не обязательно должны быть участниками ТКГ. Ведь ТКГ - это тактически-оперативная переговорная группа, которая занимается вопросами реализации договоренностей более высокого уровня (нормандского формата), а также регулирует технические вопросы сосуществования подконтрольных территорий - с оккупированными.
То есть, в этой группе в первую очередь необходимы не гражданские лица, пусть даже обладающие авторитетом, а в специалисты, которые могут профессионально заниматься вопросами разминирования, водообеспечения, электрообеспечения, экологическими проблемами, обменом пленными, вопросами пересечения линии разграничения, обговариванием модальности выборов в ОРДЛО. А потому не может, к примеру, артист находится в минской ТКГ и брать участие в заседании политической подгруппы, где должны обговаривать закон об особом статусе, технические вопросы выборов (если будет компромисс и будет решение об их проведении). Там нужны именно специалисты.
Но при этом мы можем, к примеру, усилить ТКГ какими-то дополнительными инструментами. Теми же гражданскими экспертами, о которых говорил Зеленский. Они могли бы высказывать свое мнение о тех инициативах, которые собираются обговорить (или же обговорили, а то и приняли) в рамках минской ТКГ. Такая - дополнительная группа из местных авторитетов, носящая символично-номинальный характер.
Есть и другие способы обновления ТКГ. Уже давно в экспертной среде звучат предложения, чтобы с украинской стороны усилить переговорный процесс за счет представителей временно оккупированных территорий, которые стали переселенцами.
Они вынужденно покинули оккупированные территории, но продолжают профессионально заниматься вопросами Донбасса.
Так что, если российская сторона не соглашается на гражданские форматы обновления минской ТКГ, которые предлагает Киев, то Украина может усилить свое представительство представителями экспертного, гражданского, даже политического сообщества подконтрольной части Донбасса. Взяв соответствующих людей среди тех же внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которые занимаются вопросами Донбасса. Тем самым в ТКГ будет предоставлен голос Донецкой и Луганской областей без «республиканских» акцентов.
Можно, к примеру, создать команды, которые будут поддерживать работы политической подгруппы, гуманитарной подгруппы. В общем, станут работать на аналитическую поддержку украинской стороны в минской ТКГ. Они могли бы давать рекомендации, что может быть адаптировано к реалиям нынешней ситуации, что - нет. Ведь эти эксперты действительно знают о ситуации на местах.
Если бы украинская сторона таким образом усилила бы свое представительство в ТКГ, это показало бы, что мы даем голос представителям Донбасса, в том числе оккупированного (который местные жители вынуждены были покинуть). При этом нивелировали бы продвигаемую РФ идею признания Киевом субъектности "Л-ДНР".
Оригінал: Жизнь