Марія Золкіна

Голова напряму "Регіональна безпека та дослідження конфліктів", дослідниця Лондонської школи економіки й політичних наук 

Медіа
Перегляди: 42102
25 грудня 2014

В Краматорске и Славянске люди по-разному относятся к российскому фактору в войне на Донбассе

Хотя Краматорск и Славянск находятся всего в 15 километрах друг от друга, и практически в одно и то же время находились под контролем вооруженных группировок самопровозглашенных «республик» «ДНР» и «ЛНР», мнения относительно присутствия и значения российского фактора в войне на Донбассе в этих городах совершенно разные. В Славянске нет однозначного мнения по поводу значения и роли российской стороны в войне на Донбассе, а в Краматорске большая часть горожан считает Россию полноценной стороной конфликта. Об этом в эфире телеканала БТБ рассказала Мария Золкина, политический аналитик, комментируя результаты соцопроса, проведенные Фондом «Демократически инициативы».

«В отношении того, является ли Россия полноценной стороной военного конфликта на Донбассе, общественное мнение Славянска разделилось на три практически равноценных части. Треть населения города считает Россию полноценной стороной настоящего военного конфликта, треть — отрицает это, и еще треть — затрудняется ответить на вопрос. Это очень интересные результаты, поскольку Славянск долгое время находился под непосредственным контролем «ДНР», там действительно присутствовали представители соседнего государства, и люди могли воочию их наблюдать. Но тем не менее здесь нет каких-то радикальных антироссийских настроений», — рассказала Золкина.

«В Краматорске же ситуация совсем иная. Там половина населения твердо уверена, что Российская Федерация является стороной военного конфликта на Донбассе. При этом лишь 26% жителей Краматорска отрицают это. Такие же различия между двумя городами проявляются и в разъяснении роли, которую играет РФ в нынешней ситуации на Донбассе. Об этом мы спрашивали только тех, кто считает Россию стороной конфликта. В Славянске считают, что роль России, прежде всего, в том, что она предоставляет «ДНР» и «ЛНР» гуманитарную помощь (53%).На втором месте — снабжение формирований «ЛНР» и «ДНР» оружием. Но в Краматорске люди думают совершенно по-другому. Здесь основными двумя объяснениями того, как Россия участвует в конфликте, является снабжение формирований «ЛНР» и «ДНР» оружием (57,5%), и участие вооруженных сил РФ в военных действиях (42%)», — подчеркнула эксперт.

«Также интересно, что в Краматорске относительное большинство горожан (43%) считают, что происходящее на Донбассе — это война между Россией и Украиной, а отрицают это лишь 33%. А в Славянске 40% жителей считают, что войны между Россией и Украиной нет, и лишь 26%, что она есть», — отметила Золкина.

По мнению Золкиной, такие различия могут объясняться многими причинами, в том числе и разным положением и благосостоянием Краматорска и Славянска в довоенное время. «Краматорск был больше индустриальным городом, там, в отличие от Славянска, было достаточно крупных предприятий. Соответственно, уровень жизни в Краматорске был немного выше. Поэтому краматорчане довоенную ситуацию расценивали как некую стабильность, которой они лишились из-за войны», — сказала она.

«С дугой стороны, я думаю, что основной фактор, который объясняет различия в общественном мнении Славянска и Краматорска — это разная степень разрушений и активности боевых действий в этих городах. Славянск стал своеобразной крепостью, в которой был организован настоящий форпост во главе с россиянином Игорем Гиркиным. Там вооруженные люди появились, когда в других городах Донбасса ничего подобного еще не видели. На территории Славянска и его окраин шли очень активные боевые действия, от которых пострадало 20% жителей, их дома были полностью или частично разрушены. В Славянске гораздо больше людей лишилось работы, чем в Краматорске. В материальном плане Славянск пострадал значительно больше, чем Краматорск, поэтому, наверное, в психологическом плане эти вещи отразились значительно больше на мнении жителей Славянска. Население Славянска уже просто не знает, во что и чему верить, какой точки зрения придерживаться», — считает Золкина.

БТБ