Политизация политики памяти — один из компонентов действий польской стороны
В чем кроются истинные причины нынешнего украинско-польского конфликта и каковы перспективы нормализации отношений между Украиной и Польшей? Об этом ГЛАВРЕДУ рассказал научный директор Фонда "Демократические инициативы", профессор политологии НаУКМА Алексей ГАРАНЬ.
Есть существенное отличие в том, как Украина и Польша трактуют историю. И в этом нет ничего удивительного, потому что у каждой страны — свой пантеон героев, который может не совпадать с пантеоном героев другой страны. Тем более, если говорить об истории, которая часто была достаточно сложной, если не сказать кровавой.
Предыдущее руководство Польши и Украины сделало все для того, чтобы убрать политизацию исторических вопросов. Это было сделано во время президентства Квасьневского и Кучмы, это было правильным — проблема была, по сути, снята. А остальную работу спокойно должны были доделать историки.
Но, к сожалению, происходящее в украинско-польских отношениях сейчас — это политизация истории со стороны Польши, а точнее — нынешнего польского руководства.
Я не буду оригинальным, если скажу, что в основном это делается для внутриполитического потребления в Польше. Нынешнее руководство Польши занимает правоконсервативные позиции, где существенным компонентом является политизация истории. В Европе действия партии "Право и справедливость" оцениваются крайне негативно в плане создания модели с доминированием одной партии. Действия "ПиС" критикуются и внутри страны (были многотысячные демонстрации, в частности, по вопросам судебной реформы и так далее). В этом смысле политизация политики памяти — это один из компонентов действий польской стороны.
Основной акцент поляки делают на героизацию ОУН-УПА в Украине. Действительно, многие аспекты деятельности этих организаций неоднозначны, особенно, если мы говорим об ОУН на начальном этапе и польско-украинском вооруженном конфликте.
Но во времена Квасьневского и Кучмы был подобран инструментарий — как подходить к этим вопросам, и проблемы, в принципе, были сняты. Нынешнее стремление к политизации — это результат действий, прежде всего, польской стороны.
Очевидно, есть и "третья сторона" в этом конфликте, то есть Россия, которая выигрывает от польско-украинских споров.
В данной ситуации Украине важно продемонстрировать готовность к прагматическому разрешению возникших вопросов. Инициатива, с которой выступил президент Порошенко, о том, чтобы состоялось заседание консультационного комитета президентов Украины и Польши на уровне внешнеполитических советников, — это очень правильный шаг. Я думаю, пока что полностью не удастся снять весь негатив, но, по крайней мере, это будет шаг в правильном направлении. Ведь политизация истории стала частью польской внутреннеполитической пропаганды.
После заявления главы МИД Польши Ващиковского о том, что он не рекомендует Дуде встречаться с Порошенко, польский лидер оказался в сложной ситуации. Потому что, если он будет действовать прагматично и не отреагирует на эти заявления, его обвинят в том, что в Украине называют "зрадой". Поэтому Дуда — в сложной ситуации. А встреча на уровне советников президентов может помочь нащупать точки соприкосновения.
Польшу часто называли "адвокатом" Украины в Европе. И сейчас, несмотря ни на что, интересы Украины и Польши остаются общими. В частности, Польша заинтересована иметь в качестве соседа стабильную демократическую Украину, друга и партнера.
Но все-таки на международной арене сейчас активную роль в отстаивании интересов Украины играют Литва и Швеция. Но поскольку "адвокат" должен защищать интересы "клиента", не зависимо от того, каким является "клиент", Украина должна думать о том, чтобы ее позиция выглядела понятной и прогнозируемой, а также привлекательной для партнеров. Если Украина погрязнет в каких-то внутриполитических дрязгах, то ничего хорошего их этого не выйдет. Так что, по крайней мере, на внешней арене мы должны действовать синхронно и согласованно.