Россия может предложить компромисс, которого надо остерегаться
В Минске состоялось первое в этом году заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ) переговорщиков по Донбассу. Украинская сторона предложила ряд инициатив. Эксперты высказали изданию "Комментарии" мнения касательно озвученных предложений и возможности их реализации.
В частности, аналитик Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" Мария Золкина называет абсолютно обоснованным предложение украинской стороны создать в рамках ТКГ подгруппу по вопросам границы. Это, по ее мнению, запустит и политическую подгруппу, которая как бы есть, но все встречи в ее рамках проходят без результатов. Но эксперт предостерегает от "компромисса" на российских условиях, когда выборы в ОРДЛО могут пройти без реальных демилитаризации, контроля Украиной за границей, конкуренции политсил.
"Если отталкиваться от итогов декабрьского нормандского саммита, уже в апреле нас ожидает, возможно, новая встреча глав Украины, России, Германии и Франции. И до этого времени должны быть согласованы определенные шаги, обговоренные в декабре, - говорит Золкина. - Поскольку уже озвучено, что возможная встреча весной будет посвящена вопросам политической реинтгерации Донбасса (вопрос подготовки выборов в ОРДЛО), то логично, что украинская сторона будет добиваться реализации российской стороной тех пунктов Минских соглашений, которые делают в принципе возможным разговор о таких выборах".
В то же время, подчеркивает аналитик, встреча в нормандском формате может не состояться.
"Ведь чтобы говорить о реализации политических пунктов (децентрализация, охватывающая и временно неподконтрольные территории, постоянный режим функционирования особого статуса ОРДЛО, вопросы проведения выборов на оккупированных территориях), требуется выполнение безопасностных условий, - отмечает Золкина. - Но на сегодняшний день нет абсолютно никакого прогресса в соблюдении режима тишины (почти каждый день - сообщения о раненых или погибших), равно как нет и подтвержденного отвода тяжелого вооружения (сводки СММ ОБСЕ и ООС фиксируют применение запрещенного вооружения). То есть, даже первое условие, позволяющее говорить о других пунктах, не выполняется".
Напомнив о различных позициях президентов Украины и России касательно передачи официальному Киеву контроля за границей в ОРДЛО (Зеленский настаивает, что это нужно сделать до выборов, а Путин, что – после), эксперт отмечает: на примере ряда международных конфликтов и попыток их урегулирования, доказано, что не имея контроля над границей, будут проблемы не только с легальностью и легитимностью избирательного процесса, но и с безопасностью.
"Там могут произойти различные эксцессы, возобновиться боевые действия. Мы не можем гарантировать, что через границу не пройдут военная техника и вооруженные формирования, - подчеркивает Золкина. – Именно поэтому украинская сторона вполне логично выходит в Минске с конкретной инициативой".
Впрочем, тут есть определенные подводные камни. Идею создания подгруппы по вопросам границы может быть интересна РФ лишь в выгодном для нее виде и в удобное для нее время.
"Россия может предложить компромисс (или же украинская сторона сама выйдет с предложением) - контроль за украино-российской границей в ОРДЛО начинает передаваться Киеву незадолго до выборов (за неделю или несколько дней). Или - в день выборов. Но это значит, что избирательная кампания будет проходить в условиях, несоответствующих нормальным, легальным выборам, - поясняет Золкина. – Так что лучше отказаться от такой формулы. Хоть я и вижу, что в планах команды Зеленского такой вариант есть. И чтобы способствовать скорейшей реинтеграции, они готовы закрыть глаза на то, в каких условиях в ОРДЛО будут проходить выборы. Кстати, РФ может согласиться на такой опасный для нас "компромисс" ближе к встрече в нормандском формате. Либо же непосредственно на встрече, чтобы продемонстрировать свою "добрую волю". Это будет вполне в логике Кремля".
Как сообщал портал "Комментарии", во время переговоров в Минске украинская и российская стороны обсуждали 9 возможных участков для разведения войск на Донбассе. Согласовать удалось только один участок.
Повний текст статті: Комментарии