Медіа
Перегляди: 2116
14 грудня 2016

Руслан Кермач: «Предсказать точно, когда возможно повторение революционных событий в Украине, довольно сложно»

Сабир Керимов
киевское бюро Azeri.Today

 

Интервью Azeri.Today с известным украинским политологом, политическим аналитиком Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Русланом Кермачем.

- В пятницу, 9 декабря, в Брюсселе состоялись трехсторонние переговоры Украина – Россия – ЕС по поводу закупок Киевом российского газа. Если не ошибаюсь, Украина перестала закупать в России газ с конца ноября 2015 года и начала приобретать его в Европе, объясняя это более низкой ценой. Почему Украина вновь вернулась к вопросу закупок российского газа? И не приведет ли это вновь к энергетической зависимости Украины от России?

- Я полагаю, что идея трехсторонних переговоров исходила прежде всего со стороны Европейского Союза и продиктована возможными опасениями Брюсселя относительно того, что Украина может начать несанкционированный отбор газа в случае нехватки его зимой для своих нужд. Насколько мне известно, объемы закачанного Украиной в хранилища газа достаточны для прохождения отопительного периода при условии относительно теплой зимы, но не вполне достаточны при очень холодной зиме. Поэтому Европа и Украина посредством ситуативных договоренностей с «Газпромом» хотели условно перестраховаться от возможных проблем и докупить необходимые объемы газа для прохождения зимнего периода. Однако, договоренности не были достигнуты и это не удивительно, поскольку российская сторона конкретно в данном случае руководствуется не столько экономическими соображениями (получение прибыли), сколько политико-стратегическими соображениями ведения «гибридной войны» и задача заключается в том, чтобы, в частности, использовать «газовый рычаг» как инструмент давления и для общей дестабилизации в самой Украине в зимний период.

Тем не менее, возможности российского энергетического шантажа в отношении Украины на сегодняшний день существенно ограничены. Последний год мы вообще не закупали российского газа, что является революционным достижением. Однако, проблема может немного обостриться в будущем, когда в Украине начнет расти экономика (падение энергопотребления в последние годы во многом стало следствием общего падения экономики) и соответственно снова начнут возрастать энергетические потребности. Этот момент должен служить стимулом к дальнейшему внедрению механизмов энергоэффективности в стране.

- Юго-Восток Украины все еще находится под оккупацией. Вместе с тем наблюдается некоторое угасание интереса Западной Европы к российско-украинскому конфликту. Можно ли утверждать, что Европа смирилась с тем, что Украина – это зона влияния России?

- Я думаю, что пока преждевременно делать такие пессимистические выводы. Действительно, в Европе на фоне нарастания внутренних вызовов и проблем (рост популистских настроений и евроскептицизма, наплыв мигрантов и т.д.) имеется желание как можно быстрее закрыть украинский вопрос, а именно – как можно быстрее заморозить конфликт на Донбассе, даже если это будет осуществлено ценой интересов Украины. Однако, даже чисто с экономической точки зрения ЕС заинтересован в сохранении влияния на Украину и доступе к нашему внутреннему рынку. Свидетельством тому является то, какие усилия прилагались со стороны ЕС для того, чтобы в конечном итоге добиться подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли (DCFTA) с Украиной. Сегодня ЕС в той или иной степени поддерживает прямо и косвенно осуществление реформ в нашей стране, что говорит о его заинтересованности в том, чтобы иметь надежного и устойчивого соседа на восточных границах.

- Вам самому не кажется несколько странной российско-украинская война? Я имею ввиду наличие украинского посольства в Москве и российского – в Киеве. Подобное просто невозможно представить на примере армяно-азербайджанского конфликта...

- Странности на самом деле прослеживаются уже хотя бы в том, что в Украине на официальном законодательном уровне не фигурирует такое явление как российско-украинская война. По-прежнему, как бы нелепо это не звучало, у нас зафиксирован статус АТО (антитеррористической операции) на Востоке и в этом действительно кроется большая проблема для Украины в контексте ее коммуникации с внешним миром. Ведь если бы с самого начала российской военной агрессии против Украины вещи были названы своими именами, то. возможно, и соответствующая реакция, и дипломатическая линия стран Запада в отношении Москвы была бы более жесткой и санкции в отношении РФ были бы введены более серьезные, чем нынешние. Поэтому «гибридность» российской тактики противостояния в Украине, о которой сегодня принято говорить, на самом деле имеет и обратную сторону, проявившуюся в гибридной реакции Украины на агрессию России (война по сей день не названа войной, санкции Украины в отношении РФ были введены позже, чем санкции Запада, бизнес президента работает в России, посольства функционируют и т.д.). Конечно, уже сегодня прибегать к радикальным действиям не совсем целесообразно с рациональной точки зрения. Ведь время упущено и желаемого эффекта на дипломатическом фронте уже не будет достигнуто.

- Новоизбранный президент США Дональд Трамп уже сделал ряд заявлений по Украине. Следует ли с 2017 года ожидать снижения американской поддержки Украине?

- Наш Фонд «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива провел не так давно экспертный опрос в Украине на эту тему и вот относительное большинство экспертов высказали предположение, что уровень политической и дипломатической поддержки Украины при новой администрации Трампа останется все же приблизительно на том же уровне, что и раньше.  Хотя на самом деле риски определенного изоляционизма США относительно внутриевропейской повестки действительно существенно возрастают и это намного шире, чем исключительно проблема Украины. Однако, самый большой риск для Украины заключается даже не столько в том, что может снизиться поддержка, сколько в том, что новая администрация в Вашингтоне может пойти на условную сделку с Москвой относительно Украины. Недавно анонсированные возможные назначения, в том числе и по кандидатуре будущего госсекретаря США, частично подтверждают эти опасения. Вся надежда остается на политический истеблишмент из среды представителей Республиканской партии в Конгрессе, которые будут удерживать администрацию Трампа в рамках ранее взятых Вашингтоном международных обязательств, в том числе и относительно Украины.

- Даже стороннему наблюдателю заметен рост недовольства украинского общества президентством Петра Порошенко. На Майдане вновь собираются недовольные. Как вы считаете, удержит ли власть Порошенко до конца своего президентского срока или в Украине возможен очередной Майдан?

- На самом деле потенциал для очередного революционного протеста в Украине перманентно присутствует хотя бы потому, что мы стабильно фиксируем в разрезе общественного мнения устойчивое недоверие большинству государственных институтов (президенту, парламенту, судам), возрастающее недовольство социально-экономической ситуацией и высокими тарифами на жилищно-коммунальные услуги т.д. Однако, как видим, этой осенью Майдана все же не случилось, невзирая даже на эти негативные тенденции и соответствующие прогнозы. Как показывает опыт, для возникновения массового Майдана недостаточно только структурных протестных предпосылок вроде недоверия власти, негативной социально-экономической ситуации, безработицы и прочего. Важно также появление условного «триггера» массового протеста, каковым может быть какое-то резонансное событие, скандал – вроде «кассетного скандала» времен Кучмы (сейчас риск повторения такого сценария навис в свете истории с депутатом Онищенко) или же как в 2013 году таковым спусковым механизмом революции послужило избиение студентов представителями правоохранительных органов. Поэтому предсказать точно, когда возможно повторение революционных событий в Украине, довольно сложно.

Важным фактором, также, на мой взгляд, сдерживающим сегодня людей от участия в новом Майдане, может быть банальное нежелание украинцев подрывать и без того шаткую ситуацию в стране изнутри. Понимание того, что новый Майдан приведет к серьезной дестабилизации (условная цена протеста будет очень высока), что несомненно будет на руку Москве, удерживает многих граждан от участия в массовых протестах. 

- Что вы можете сказать по поводу Михаила Саакашвили? Есть ли у него шансы пробиться к политическому Олимпу Украины? Кто сегодня составляет костяк электората Саакашвили?

- Мне кажется, что «звездный час» Михаила Саакашвили в украинской политике все-таки уже позади. Еще в конце 2015 года на волне инициированного им «Движения за очищение» он имел высокую поддержку и мог претендовать на то, чтобы стать политическим лидером условного лагеря либеральных и прогрессивных кругов украинской общественности. Однако, он потерял время, так и не создав на том этапе политическую силу, не смог продемонстрировать значимых достижений на посту губернатора Одесской области и снискал в Украине славу человека, умеющего скорее создавать громкие информационные поводы и пиар, но не воплощать необходимые реформы. Таким образом, согласно социологическим замерам, персональный рейтинг Саакашвили просел за последний год почти в 2 раза – с 42% до 22%.

Однако даже если ему все же удастся запустить условный политический проект с антикоррупционной либеральной программой, электоральные шансы такого проекта в Украине пока что не высоки по целому ряду причин: прежде всего, отсутствие устойчивого и многочисленного среднего класса в стране, раскол в стане либеральных сил и довольно высокая конкуренция в этом и без того узком электоральном сегменте.

- Каковы перспективы Юлии Тимошенко?

- На сегодня большинство опросов общественного мнения в Украине фиксируют достаточно высокие рейтинги как самой Юлии Тимошенко, так и возглавляемой ей партии «Батькивщина». Во многом данная политическая сила нарастила свой рейтинг на волне стремительного разочарования граждан нынешней властью в свете неблагоприятной социально-экономической ситуации, высоких тарифов и т.д. По всей видимости, в случае досрочных выборов в парламент «Батькивщина» Тимошенко, которая на сегодня имеет самую малочисленную фракцию, в новоизбранном созыве Верховной Рады получила бы самую большую фракцию и, соответственно, Тимошенко уже претендовала бы на пост премьер-министра Украины. Таким образом, исходя из нынешней электоральной картины, можно говорить, что Тимошенко является на сегодняшний день, пожалуй, одним из наиболее серьезных конкурентов для действующей власти в Украине.

Источник: Azeri.Today