Медіа
Перегляди: 1171
20 січня 2016

Мы имеем дело с диктатором Путиным, а диктаторам свойственно принимать иррациональные решения

Мы имеем дело с диктатором Путиным, а диктаторам свойственно принимать иррациональные решения
 

Мы имеем дело с диктатором Путиным, а диктаторам свойственно принимать иррациональные решения О ситуации в Украине и непосредственно оккупированном Донбассе, о перспективах выполнения Минского соглашения и возможности проведения Россией очередной широкомасштабной военной операции против Украины «ИнтерпрессНьюс» побеседовал с профессором политологии Киево-Могилянской академии, научным директором Фонда «Демократические инициативы» Алексеем Гаранем.

- Средства массовой информации, в том числе и украинские, сообщают, что в оккупированной части Донбасса участились столкновения и, практически, по всему периметру противостояния ситуация не очень приятная. Как вы оцениваете нынешнее положение дел в Донбассе и с чем может быть связана очередная эскалация в регионе?
- Сейчас речь не идет о широкомасштабных боевых действиях, как это было год назад. Путин хорошо понимает, что начало широкомасштабных боевых действий в Донбассе чревато большими рисками для России. Поэтому его тактика такова: «измотать» Украину и шантажировать возможностью возобновления войны как Киев, так и его западных партнеров. Осенью прошлого года реально действовали условия соглашения, поэтому Путин надеялся на смягчение санкций, введенных против России. Спустя два месяца эскалация возобновилась. Путин показал Западу, что боевые действия прекращены, и надеялся, что санкции будут смягчены. Но этого не произошло.
Дело в том, что Минское соглашение предусматривает не только неприменение силы. Там есть целый комплекс предложений, который предусматривает вывод российских вооруженных сил из Донбасса. Понятно, что Путин этого делать не хотел. Можно сказать, что его тактика не оправдала - санкции продлили на 6 месяцев. Повторяю, то, чем сейчас занимается Путин в Донбассе, это не широкомасштабные боевые действия. Происходящее в Донбассе нацелено на запугивание и шантаж Украины и ее западных партнеров.
- На ваш взгляд, с чем связано назначение экс-спикера Госдумы РФ Грызлова на пост руководителя российской делегации в Минских переговорах?
- Сейчас в одной из трех групп Минских переговоров обсуждается закон о выборах на оккупированных территориях. Позиция украинской стороны принципиальна и заключается в следующем: проведение выборов на оккупированных территориях части Донбасса невозможно, если в них не будут участвовать украинские партии и СМИ. В противном случае у избирателей не будет гарантирован свободный выбор. Понятно, что Россия не хочет этого допустить. Ведется борьба по этому поводу, к тому же на фоне эскалации. Россия пытается повлиять на Киев и его западных партнеров, но пока ей это не удается.
Что касается Грызлова, думаю, это маневр со стороны Путина. Сам по себе Грызлов ничего не представляет, он озвучивает взгляды Путина. Единственное, что можно думать по этому поводу - назначив Грызлова, Путин повысил статус представителя России в Минских трехсторонних переговорах. Что касается приезда Грызлова в Киев, ведутся переговоры. Визит предусматривает встречи и контакты в разных форматах. Это нормально, в этом нет ничего драматичного. Другое дело, о чем договорятся стороны в Минске. Минские переговоры - это реализация политической воли относительно мирного разрешения конфликта.
- Стало ли известно, с какими предложениями приехал в Киев из Москвы Грызлов?
- Нет. Широким кругам пока ничего неизвестно о конкретных предложениях Москвы, на эту тему даже нет никаких предположений. В Минском соглашении написано, что нужно разработать закон о выборах. В нем также отмечается, что выборы должны быть свободными, соответствующими стандартам ОБСЕ. На выборах должны работать наблюдатели ОБСЕ. Позиция Киева достаточно ясна - к моменту выборов в Донбассе не должно быть российских войск, в выборах должны участвовать украинские партии, а СМИ должны быть свободными. Россия подобную позицию не разделяет.
Грызлов продолжает тактику Путина, целью которого является смягчение экономических санкций. Продленные санкции действуют до 31 июня. Предыдущий раунд Россия проиграла, но Путин хочет смягчить санкции. Поэтому он продолжит маневрировать и демонстрировать иллюзорное желание мирно решить конфликт. Он не хочет передавать Украине контроль над участком российско-украинской границы и выводить свои войска из Донбасса.
- Если Киев не восстановить контроль над российско-украинской границей, проведение свободных выборов в Донбассе практически невозможно представить...
- Да, но в этом плане Минское соглашение работает совсем не в пользу Украины. Восстановление контроля над границей - это последний пункт. В этом плане Минское соглашение невыгодно для Киева. Украина не может контролировать территорию, на которой должны пройти выборы, потому что там стоят российские вооруженные силы.
- Получается, что Киеву невыгодно проводить выборы в Донбассе, пока там будет российский контингент, и выполнять этот пункт Минского соглашения?
- Если рассматривать выполнение соглашения комплексно, то, в первую очередь, его не выполняет Россия. Она позволила Западу продлить экономические санкции. Минское соглашение противоречиво и позволяет двояко интерпретировать некоторые положения.
- Раз Путин пытается снять с России санкции, можно предположить, что он не начнет очередную широкомасштабную авантюру в Донбассе?
- Наверное, он не пойдет на такой шаг, потому что России это невыгодно. Но может произойти эскалация ситуации, будут постоянные перестрелки, на некоторых участках - прорывы и попытки изменить положение дел. Мы имеем дело с диктатором Путиным, а диктаторам свойственно принимать иррациональные решения. Исходя из этого, стопроцентную гарантию того, что Путин не начнет очередную широкомасштабную операцию против Украины, мы иметь не можем.
- По вашей информации, сколько российских солдат находится сейчас в оккупированной части Донбасса?
- Около 8-9 тысяч солдат. Речь идет именно о регулярных силах. Всеми подразделениями ЛНР и ДНР руководят российские кадровые офицеры. Российская сторона называет их добровольцами, но на самом деле они являются российскими военнослужащими. Если добавить к ним и число российских добровольцев, которые сейчас поддерживают сепаратистов, то на данный момент на нашей территории находится намного больше вооруженных граждан России.
- Украина не поставляет электроэнергию Крымскому полуострову. По вашей информации, какова сейчас ситуация на Крымскому полуострове с точки зрения электроснабжения и не только?
- У Крыма по-прежнему есть проблемы с электроснабжением, несмотря на то, что получает электроэнергию из России. Позиция президента Порошенко такова: Украина готова поставлять электроэнергию Крыму, но в договоре должно быть указано, что производство, которое получает украинскую электроэнергию в Крыму, находится на территории АР Крым в Украине. Как пояснил Порошенко, лишь в таком случае можно оформить договор об электроснабжении Крыма.
- Понятно, что ситуация в Донбассе несильно изменилась. Чувствует ли Украина политическую поддержку западных стран, в том числе США? На ваш взгляд, как развиваются двусторонние отношения Украины с ЕС и США?
- Поддержка есть. Введенные против России санкции является основным проявлением поддержки. Для Путина самым болезненным ударом являются экономические санкции против России. В этом плане в Киеве есть некоторые опасения. Как известно, вопрос их продления рассматривается каждые полгода. Перед каждым рассмотрением вопроса в ЕС активизируются пророссийские силы, которые делают все, чтобы санкции не были продлены.
Запад требует от Киева выполнения проблематичных пунктов Минского соглашения. Мы понимаем, что должны выполнять свою часть обязательств, и мы их выполняем. В частности, мы соблюдаем условия перемирия, отвели тяжелую технику с линии противостояния. Но когда от нас требуют передать особые права оккупированным районам ДНР и ЛНР, возникает вопрос - почему мы должны наделять оккупантов особыми правами?
Позицию Запада по этому вопросу критикуют не президент и премьер, а депутаты, эксперты, представители гражданского общества. Кроме этого, мы говорим, что Запад не выполнил своих обязательств, предусмотренных Будапештским меморандумом 1994 года, которые заключались в обеспечении территориальной целостности Украины.
Сейчас переговоры ведутся в рамках «нормандской четверки». Но где в это время США? Де-факто США участвуют в этих переговорах, но официально Вашингтон в Минских переговорах не участвует. Хотя США и Великобритания в 1994 году подписали Будапештский меморандум. Это обстоятельство часто становится предметом критики со стороны украинских политиков и экспертов.
- Как вы оцениваете внутриполитические процессы в Украине и ход реформ, о которых у вас много говорят?
- В целом можно сказать, что реформы начаты. Приняты важные законодательные изменения, создаются новые органы по борьбе с коррупцией. Создано антикоррупционное бюро, избран антикоррупционный специальный прокурор. Все это происходит прозрачно. В институциональном плане заложено основание многих реформ. Сейчас готовятся поправки к конституции, которые позволят нам провести судебную реформу.
Проблема в том, что эффект проведенных реформ страна и народ почувствуют позже. Темпы передела не так быстры, как мы бы хотели. Но все понимают правильность тренда. Это понимают и в Европе. ЕС принял решение о присвоении Грузии и Украине безвизового режима с Европой. Это означает, что Украина удовлетворяет критерии, которые нужны для безвизового сообщения с Евросоюзом.
Мы тоже недовольно темпом реформ. Причина этого в том, что система взаимоотношений между президентом, премьером и парламентом в Украине существенно отличается от той, которая была у вас при Саакашвили. Когда Саакашвили модернизировал страну, у него был однопартийный парламент, правительство и широкие полномочия как у президента. У нас все серьезные решения требуют согласования между президентом и премьером, после чего это нужно согласовать и с парламентом, а правящую коалицию в парламенте составляют четыре партии. Из-за этого решения принимаются не так быстро.
Несмотря на это, с 1 января в полную силу заработало соглашение о свободной торговле Украины с ЕС, которое подразумевает экономическую блокаду Украины со стороны России. Москва продолжает экономическую войну с Украиной, но вызывает позитив то, что украинская экономика уже ориентируется на европейский и другие рынки. Когда Россия ввела против Грузии экономическую блокаду, Украина начала закупать грузинское вино. Теперь, когда Россия ввела те же санкции против Украины, Грузия может приобретать у Украины те продукты, которые раньше покупала в России, и тем самым помочь украинской экономике.

Беседовал
Коба Бенделиани