Мария Золкина: Я не поддерживаю точку зрения, что про Украину говорили за спиной Украины и без нее и что-то там без нас решали
Повний текст статті - на Радіо Свобода
Политический аналитик Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» Мария Золкина прокомментировала Радио Донбасс.Реалии версии отказа России от подтверждения перемирия на Донбассе.
– Может ли отказ от перемирия быть реакцией Кремля на требования Берлина и Парижа, своеобразным демаршем? Ведь в заявлении администрации Эмманюэля Макрона после встречи с Ангелой Меркель и Владимиром Путиным говорилось, что нормандские посредники потребовали от Москвы взять на себя ответственность за возобновление перемирия. Хотя сам Кремль опять говорил о «гражданской войне», возможно, в самой встрече без Зеленского и не было никакой «зрады», и Меркель с Макроном серьезно «надавили» на Кремль?
– У нас нет оснований считать, что тема Украины была основной на этой встрече, считать, что Меркель и Макрон пытались дожать Путина именно по украинскому вопросу. Я сомневаюсь, что там звучали какие-то жесткие заявления, вплоть до ультиматумов, на которые Путину нужно было реагировать. Российская сторона, естественно, демонстрирует демарш. Им не нужен режим перемирия. С моей точки зрения, французы и немцы достаточно адекватно воспринимают ситуацию, они не пытаются переломить через колено Украину. А поведение российской стороны для них выглядит как стороны, виноватой в нарушении режима тишины. Обвинения и претензии, безусловно, в сторону России, наверняка, звучали и на этой встрече. Российская сторона их не приемлет и не принимает… Это – типичный шантаж со стороны России. Путин пытается, с одной стороны, показать, что он договороспособный, и поэтому он заинтересован в подобных консультациях с Берлином и Парижем. А с другой стороны Путин действует так же, как действовал и всегда на протяжении этой войны: шантажирует и Украину, и нормандских партнеров, – шантажирует тем, что режиму тишины придет конец, и все: никаких переговоров не будет, пока украинская сторона не пойдет на определенные уступки.
– Возможно, все наоборот, и Меркель с Макроном с одной стороны и Путин с другой «зажали» президента Владимира Зеленского требованиями выполнить политическую часть «Минска» – а теперь Кремль шантажирует Зеленского обстрелами на фронте?
– Я в принципе не считаю, что этот разговор является зрадой и отступлением от интересов Украины. Я не поддерживаю точку зрения, что про Украину говорили за спиной Украины и без нее и что-то там без нас решали. Даже если Путин пытался продвинуть свою повестку дня по украино-российскому вопросу во время общения с Меркель и Макроном, – то он не получил никакого конкретного положительного для себя ответа. Потому что никакие серьезные уступки со стороны Украины сейчас невозможны. И прекрасно это понимают и в Берлине, и в Париже. Давайте просто посмотрим на результаты этого разговора. Как их представляет Российская Федерация: такое впечатление, что там только про Украину говорили, и представляют это таким форматом «4 минус 1». Как будто это было вместо нормандской встречи. Но, дело в том, что нормандский формат занимается только российско-украинскими вопросами, – а эта видеоконференция касалась целого ряда других проблем, помимо Украины. И объяснения Берлина, например, кардинально отличаются от той истерии, которая расходится в информационном поле Российской Федерации, – там сухая реакция: обсудили, и обсудили.
Российская Федерация не видит возможности сейчас дожать украинскую сторону по дипломатическому треку, согласиться на какие-то широкие уступки в вопросах безопасности, идти на политические компромиссы. Предложения, которые на столе сейчас лежат в Норманди от Украины, с одной стороны, и от России (я имею ввиду правки к так называемым кластерам, которые предложили французы и немцы), – эти предложения кардинально различаются, они прямо противоположны. Параллельно с этим эскалация на фронте усиливается, российская сторона нагнетает истерию, что это Украина якобы собирается наступать. То есть, они оправдывает возобновление боевых действий, которое входит у них в планы. И то, что они не согласились подтвердить свою приверженность режиму тишины, – это укладывается в логику российских действий в течении последних 2-3 месяцев: есть дипломатический тупик, и россиянам не выгодно играть в так называемое перемирие. Им нужен инструмент военного давления на Украину, чтобы та была более уступчивой на уровне переговоров.