Медіа
Перегляди: 1557
10 грудня 2015

За НАТО виступає 46% українців

Мария Золкина, политический аналитик фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива на "Громадському радіо"  говорит о новом исследовании отношения украинцев к евроатлантической интеграции.

 

По словам аналитика, история с поддержкой НАТО — такая же, как и с поддержкой евроинтеграции: внеблоковость еще 2 года назад поддерживали 42% украинцев, еще 26% украинцев выступали за военный союз з РФ, а 13% — за НАТО. Почти сразу после аннексии Крыма сторонников военного союза в РФ стало 13%, а в ноябре 2015 года таких сторонников — всего 8%. Также в два раза упало количество тех, кто отдавал предпочтение внеблоковому статусу Украины — с 42% до 23%. В ноябре 2015 года 46% украинцев поддерживают евроатлантическую интеграцию. «Нужно смотреть не на срез по стране, а на результаты в регионах. Если в ситуации с выбором между евразийством был разрыв по возрасту, который нивелировался после Евромайдана, то в вопросе НАТО Украина была более едина в вопросе неприсоединения. Сейчас происходит распространение поддержки евроатлантической интеграции — впервые в восточных областях на первом месте преференций оказалось НАТО, оставив внеблоковость на втором месте», — поясняет Мария Золкина и добавляет, что через 2-3 месяца станет понятно, имеем ли дело с тенденцией. «Это выбор, который люди делают под влиянием военных действий. Этот кредит доверия стоит сопровождать политическими действиями — если мы собирается присоединиться к НАТО, об этом нужно говорить громко и четко», — считает Мария Золкина.

Татьяна Трощинская: Эти 46% это много или мало?

Мария Золкина: Если брать просто сухие цифры по отношению ко всему населению, то история такая же как и с поддержкой Евроинтеграции в украинском обществе. Можно сказать, что это мало, но если сравнивать с тем, что мы имели в Украине в плане общественных мнений ещё вчера, то я бы сказала, что изменения достаточно существенны. Всего три года назад, когда Украина жила в иллюзии внеблоковой, созданной предыдущей властью, всего лишь 13% украинцев поддерживали идею гарантии государственной безопасности с помощью присоединения НАТО. Внеблоковость поддерживалась 42%. На втором месте мы имели идею военного союза с РФ26% верили в то, что с помощью военного союза с Россией и странами постсоветского пространства можно гарантировать национальную безопасность Украины. И всего 13% верили в то, что с НАТО нам удастся повысить обороноспособность государства.

Ирина Славинская: А идея о военном союзе с Россией существенно потеряла своих сторонников с началом войны на Донбассе?

Мария Золкина: Первое падение было уже через 1,5 месяца после аннексии Крыма. В мае 2014 года идею военного союза с Россией вместо тех 26, которые были до войны, поддерживало 13% населения. Состоянием на ноябрь 15 года сторонников этой идеи осталось 8%. На самом деле падение поддержки этой идеи самое значительное. Любой союз с Россией теряет поддержку даже в тех регионах, где были склонны к нему. Даже на освобожденной территории Донбасса.

Такая же история и с Евроинтеграцией. Часть людей, которая была за Таможенный союз перешли в неопределившуюся категорию. В ситуации с военными действия, разочаровавшись во внеблоковости, и союзе с РФ, переходят в разряд сторонников НАТО. Здесь изменения происходят наиболее кардинальные, чем по многим другим параметрам, по которым изменения тоже имеют место. Более интересный срез по регионам.

Ирина Славинская: А на какие регионы стоит смотреть? Где наиболее интересные цифры?

Мария Золкина: До военных действий выбор между ЕС и Таможенным союзом общество делилось на две части, то после 2014 года большинство стало тяготеть к европейскому выбору. На Западе 72% за союз с НАТО, в центре 52%, впервые в восточных областях Украины, относительное большинство жителей Днепропетровской, Запорожской и Харьковской области — 36% на первое место поставили присоединение к НАТО, как способ гарантировать национальную безопасность Украины. На втором месте — внеблоковость.

Важные изменения начали происходить на территории Донбасса. Еще в конце июля прошлого года на НАТО, как на вариант безопасности ориентировалось 12% населения. Для самого Донбасса это было очень много. Сейчас уже 23%.

Татьяна Трощинская: За последние 25 лет о НАТО, как о гарантиях безопасности мы заговорили только последний год. Раньше мы говорили о НАТО в каких-т абстрактных терминах — это важно?

Мария Золкина: Это очень важно, потому что те информационные усилия, которые имели место для распространения идеи Евроатлантической интеграции до военных событий, создали такой фон для того, чтобы сейчас те, кто сомневался и занимал иную позицию сейчас стали приверженцами присоединения к НАТО. Но самым важным спусковым крючком стала агрессия, которая открыла глаза и заставила людей кардинально поменять свою точку зрения. Но к этим исследованиям нужно относиться очень осторожно, потому как это выбор, который люди делают под влиянием военных действий. Если мы не будем сопровождать такой кредит доверия идеи Евроатлантической интеграции конкретными усилиями в виде политической воли со стороны государства, потому что у государства нет такой четкой позиции сближения с НАТО, как в отношении сближения с Европейским Союзом.

Полный выпуск вы можете прослушать, нажав на треугольник в верхнем углу экрана. Ознакомится с полным исследованием, вы можете тут.

 

Слухати випуск

Останні новини з категорії Медіа

Путін відкриває другий фронт? Розбираємось в гібридних операціях Кремля проти східного флангу НАТО

Тарас Жовтенко пояснює, чому після візиту Путіна до Китаю Кремль активізував гібридні атаки проти східного флангу НАТО
13 листопада 2025

Миротворець року без Нобеля? Аналізуємо зусилля американського президента

Тарас Жовтенко аналізує миротворчі зусилля Дональда Трампа, його роль у російсько-українській війні та вплив на світову політику
30 жовтня 2025

Чи готове НАТО до відсічі російським провокаціям?

У черговому випуску подкасту «Червона лінія» безпековий аналітик Фонду «Демократичні ініціативи» Тарас Жовтенко коментує останні гібридні п...
14 жовтня 2025

Де начгенштабу Гєрасімов? Розбираємось з чим повʼязане таємниче зникнення російського генерала

Тарас Жовтенко пояснює, що стоїть за загадковим зникненням Герасимова та чому це нагадує кремлівські ігри перед вторгненням 2022 року
23 вересня 2025