Медіа
Перегляди: 1080
17 березня 2016

Яценюк и отставка. Какую ошибку допустил Порошенко

Президент мог получить куда более договороспособного Яценюка или добиться уступок со стороны Народного фронта

Руслан Кермач
Политический аналитик Фонда Демократические инициативы для "Нового времени"

Уже больше месяца мы наблюдаем неразрешимость политического кризиса, возникшего вокруг правительства Арсения Яценюка. Комичность сложившейся ситуации продиктована тем, что парламент большинством голосов дал неудовлетворительную оценку работе Кабинета министров, однако в силу весьма подозрительных мотивов не сумел объявить ему вотум недоверия.

Авантюризм украинских парламентариев ударил не только по ним самим, как можно было увидеть по публичной реакции журналистов, активистов и представителей экспертной среды после скандального голосования за отставку в Верховной Раде, но и срикошетил по самому премьеру Яценюку. Сегодня его отставки требуют куда более настойчиво.

Однако своим безуспешным голосованием по отставке премьера Яценюка парламент исчерпал основной легальный инструмент реализации сценария отстранения главы правительства как минимум до осени, когда будет открыта следующая сессия Верховной Рады. Если не считать варианта добровольной отставки Арсения Яценюка, у президента остается в руках лишь один довольно-таки радикальный рычаг – запуск сценария досрочных парламентских выборов. Для реализации такого сценария президенту было бы достаточно повлиять на свою фракцию и вывести ее формально или неформально из состава нынешней коалиции, что, вероятнее всего, на протяжении месяца открыло бы для него право на роспуск нынешнего созыва Рады.

Безусловно, риски для президента и для фракции БПП в случае запуска сценария досрочных парламентских выборов довольно внушительны. Об этом свидетельствуют как последние показатели электоральной социологии, так и довольно шаткая финансово-экономическая ситуация, отягощенная привязкой предоставления международного кредитования МВФ к достижению политической стабильности в Украине.

Тем не менее, риски для президента хотя и весомы, но все равно несопоставимо ниже, чем для премьера и его политической силы – Народный фронт в случае запуска сценария досрочных парламентских выборов. Последние в таком случае рискуют просто раз и навсегда выбыть из высшей лиги украинской политики, что делает для них сценарий досрочных выборов абсолютно неприемлемым и, по сути, убийственным.

Невзирая на сложившийся в данный момент политический расклад, президент опрометчиво отказался даже рассматривать вопрос возможных досрочных выборов как возможный. Такой категоричный подход, конечно, может заслуживать уважения как проявление конструктивности и нежелания допустить очередного витка политической турбулентности, связанного с внеочередными выборами в парламент.

Однако стратегически такое заявление было явным просчетом Порошенко. Ведь, исключив публично вариант возможного запуска сценария досрочных парламентских выборов, Президент фактически предоставил премьеру Яценюку и его фракции Народный фронт своеобразную гарантию сохранения нынешнего статус-кво и тем самым дал возможность продолжать утомительную политическую интригу вокруг парламентского большинства.

Именно поэтому нынешний премьер Арсений Яценюк так непринужденно предлагает БПП представить нового премьера и новый состав Кабинета министров, прекрасно осознавая объективную неспособность президентской фракции сформировать какое-либо иное большинство под нового премьера без участия НФ. Возможность поддержки Народным фронтом альтернативного премьера-технократа вроде Натальи Яресько также далеко не очевидна.

Таким образом, есть определенные основания полагать, что, выражая изначально большую степень готовности прибегнуть к радикальным мерам (досрочным перевыборам парламента), президент Порошенко смог бы получить куда более договороспособного Яценюка или же добился бы большей уступчивости Народного фронта в вопросе замены нынешнего премьера на иную кандидатуру. Ведь ради сохранения своих мандатов «фронтовики» вполне могли бы пожертвовать нынешним премьером.