Медіа
Перегляди: 946
6 жовтня 2015

Выборы-2015. О чем будут говорить партийные боссы

На каких идеях строят свои избирательные кампании украинские партии

До старта местных выборов в Украине осталось меньше месяца, и уже сегодня можно увидеть ключевые темы избирательной кампании, которые основные парламентские политсилы активно принялись выстраивать под осеннюю политическую гонку.

Руслан Кермач
Политический аналитик Фонда Демократические инициативы
для "Нового времени"

Безусловно, на местном уровне партии будут расставлять акценты, релевантные непосредственно для локальных проблем и интересов регионов, однако не менее важной составляющей предвыборной кампании партий будет их позиционирование на общенациональном уровне. То, какие акценты будут расставлять и ретранслировать партийные боссы в Киеве, во многом будет задавать тон и общую канву риторики партийных кандидатов непосредственно на региональном уровне.

Основой для построения избирательной кампании умеренно-оппозиционных сил, скорее всего, будут являться изъяны политики нынешнего правительства, в первую очередь, в части социально-экономических преобразований и ухудшения общей экономической конъюнктуры в стране. Так, «Батькивщина» устами Юлии Тимошенко на протяжении последних месяцев основные акценты в своих публичных выступлениях расставляет вокруг неприемлемой тарифной политики правительства Яценюка и манипуляций на газовом рынке, причиной которых являются якобы завышенные цены на жилищно-коммунальные услуги для украинских граждан. Высокие тарифы - один из наибольших социально-экономических раздражителей в украинском обществе на данный момент. В свете этого у «Батькивщины» имеются неплохие шансы сплотить вокруг себя внушительный сегмент избирателей, для которых новые тарифы покажутся неподъемным бременем. Программа субсидирования малообеспеченного населения в части оплаты услуг ЖКХ по новым тарифам, могла бы в определенной степени снизить градус общественного недовольства. Однако далеко не все претендующие на субсидии семьи успели их оформить, что дает основания ожидать определенной инерционности волны недовольства населения новыми изменениями и правительством, которое эти непопулярные изменения инициировало.

Партия «Самопоміч», всегда осторожно игравшая внутрикоалиционную оппозиционную роль, если не считать резонансного демарша в ходе голосования за закон о децентрализации в первом чтении, может пострадать в силу своей же относительной непримечательности за последний год парламентской работы. В то же время, положительным фактором для рейтинга партии остается в целом положительный имидж и незапятнанность репутации в силу отсутствия скандального шлейфа за народными депутатами, представляющими данную политсилу.

Поднятие новой революционной
волны – задача не из легких

Оппозиционный блок в традиционно-преемственной по отношению к бывшей Партии регионов манере, по всей видимости, будет расставлять экономические акценты макроуровня. Апеллируя к общей негативной динамике экономического развития и проблеме неблагоприятного инвестиционного климата в стране, Оппоблок также будет актуализировать проблемы удручающего положения в сфере промышленности, связанной с потерей экспортных рынков, в первую очередь в России. Такое позиционирование партии во много будет обусловлено актуальностью выше перечисленной проблематики для жителей индустриализованных регионов юго-востока Украины, где собственно и находится основная электоральная ниша партии. Однако излюбленный «Оппоблоком» образ безальтернативных «хозяйственников» намерены потеснить набирающие солидные электоральные обороты партии «Возрождение» и «Наш край». Последним удалось собрать под свои знамена бывших регионалов, а также ряд опытных представителей в прошлом местной власти в Украине, которые и попытаются потеснить Оппозиционный блок в его электоральной вотчине на востоке и юге страны.

На фоне умеренных парламентских критиков нынешнего правительства и власти в целом, куда занимательнее вырисовывается картина вокруг условно радикального крыла оппозиции, к которому в той или иной мере можно было бы причислить на сегодняшний момент ВО «Свобода», партию «Укроп», а также недавно покинувшую парламентскую коалицию «Радикальную партию Ляшко». Для радикальных оппозиционеров основоположной становится общая риторика «зрады», а основным объектом нападок становится персона нынешнего президента Украины. Тезисы о злополучном предательстве идеалов Майдана нынешними представителями власти звучали неоднократно и ранее, однако, сегодня их ощутимому укреплению в риторике радикальных оппозиционных сил способствуют, по меньшей мере, два взаимосвязанных между собой фактора. Первый банально связан с необходимостью мобилизовать наиболее разочарованную часть общества накануне предстоящих выборов, а второй – с активным привлечением в последнее время к ответственности радикалов причастных к печально известным событиям сначала в июле в Мукачево, а затем и 31 августа под зданием Верховной Рады во время голосования за закон о децентрализации. Недавний коррупционный скандал, повлекший за собой арест одиозного депутата от Радикальной партии Игоря Мосийчука, стал очередным поводом для радикальных политсил уличить власть и конкретно Порошенко в «избирательном правосудии и преследовании патриотов».

Таким образом, радикально настроенные политические силы будут всячески пытаться продвигать тезис о том, что нынешний Порошенко воплощает в себе все наихудшие проявления своего предшественника Виктора Януковича.  Особенно активными на этом поприще являются «Свобода» и Радикальная партия, видные представители которых оказались на скамье подсудимых в свете резонансных событий недавнего времени. Чтобы перекрыть негативный информационный фон, лидеры выше этих партий активно продвигают тезисы об авторитарной сущности режима Порошенко, вплоть до пламенных призывов к третьему Майдану.

Открытым остается вопрос касательно того, насколько продуктивным с точки зрения электоральной стратегии окажется продвижение подобной «радикальной парадигмы» восприятия нынешней власти. Ведь, как показали сравнительно недавние малоуспешные попытки «Правого сектора» собрать этим летом массовое «вече» на Майдане Независимости в Киеве, поднятие новой революционной волны с призывами силового смещения власти – задача не из легких, если вообще осуществимых в нынешней ситуации. Идеи нового Майдана потенциально могут оправдать себя и мобилизовать ощутимо большой сегмент общества лишь в том случае, если нынешние лидеры, в первую очередь президент, окажутся в условиях внезапной и резкой эрозии легитимности их власти.

Однако на сегодняшний момент реальных предпосылок для такой стремительной делегитимизации нынешней власти не наблюдается. Ощутимое ухудшение социально-экономического положения в стране в последнее время вызывает вполне оправданное недовольство правительством, но до тех пор, пока значительная часть общества верит, что ухудшение является временным побочным продуктом в целом правильной стратегии преобразований и реформ, можно говорить о возможности сохранения у представителей нынешней власти определенного запаса прочности.

Нынешние усилия как правительства, так и президента, продиктованные, среди прочего, стартом избирательной кампании, направлены как раз-таки на то, чтобы закрепить в общественном мнение убеждение о правильном векторе развития государства. В свете этой стратегии активно шествует городами Украины «моя новая полиция», активно готовится реформа децентрализации власти, создается Национальное антикоррупционное бюро (НАБ) и, конечно же, проводятся демонстративные «громкие» задержания отъявленных коррупционеров среди высших (и не очень) чинов.

Собственно, идея прогрессивных реформ и борьбы с коррупцией призваны стать центральными темами, которые партия Петра Порошенко «Солидарность» возьмет на вооружение в ходе нынешней избирательной кампании. Объединяющей идеей партии власти, по всей видимости, станет идея «государственности», которую БПП-Солидарность попытается «приватизировать» и противопоставить деструктивной сущности оппозиционных политических сил. Но хватит ли власти запаса прочности для того, чтобы противостоять столь разношерстной оппозиции и достойно выстоять на предстоящих выборах? Это станет ясно уже в скором времени.