Медіа
Перегляди: 1305
17 листопада 2015

Возрождение «Батькивщины» как вызов нынешнему парламенту и правительству Яценюка

Руслан Кермач,
политический аналитик Фонда «Демократические инициативы», для "Хвилі"

В декабре нынешнего года истекает годичный срок действия иммунитета в отношении правительства Арсения Яценюка. Возможность отставки нависла над нынешним правительством как никогда раньше, косвенной предпосылкой чему могут послужить и результаты недавно прошедших местных выборов в Украине.

Как засвидетельствовали результаты недавнего всенародного волеизъявления, за последний год произошло довольно существенное изменение картины электоральных предпочтений украинских граждан. Наиболее примечательным стал результат партии ВО «Батькивщина», которая умудрилась в пропорциональном перерасчете по стране более чем удвоить свой показатель в сравнении с результатом, продемонстрированным ими в ходе последних парламентских выборов 2014 года в Украине (нынешние 12% против 5,68% в прошлом году). Более того, согласно данным Комитета избирателей Украины, ВО «Батькивщина» стала единственной политической силой, которая наряду с пропрезидентской партией «БПП-Солидарность»,будет иметь представительство во всех без исключения областных советах Украины.

Таким образом, партия, имеющая в нынешнем составе Верховной Рады наименьшую по численности фракцию (19 депутатов), заявила о себе как об одной из ведущих на сегодняшний день политических сил в Украине, от позиции которой во многом будет зависеть возможность формирования ориентированного на власть большинства в целом ряде региональных советов Украины. Очевидно, что изменившийся электоральный вес «Батькивщины» на местном уровне будет побуждать лидеров данной партии к требованию дополнительных преференций для себя, в том числе на уровне парламентском. Однако, на лицо ярко выраженная диспропорция между нынешним формализованным весом данной фракции в Верховной Раде и потенциалом её теперь уже косвенного внепарламентского влияния на уровне местных советов, которое, безусловно, будет оказывать воздействие на дальнейшее позиционирование партии «Батькивщина» в Верховной Раде. В этом контексте стоит отметить, что в условиях запланированной реформы децентрализации власти, предусматривающей существенное расширение полномочий местных советов, потенциал влиятельности партии Юлии Тимошенко существенно возрастает.

Безусловно, для ныне ощутимо окрепшей «Батькивщины» наиболее приемлемым инструментом формализации своего влияния на парламентском уровне был бы сценарий досрочных парламентских выборов. Ведь таким образом политсила Юлии Тимошенко смогла бы зафиксировать результат, продемонстрированный в ходе кампании местных выборов, и претендовала бы на статус второй по величине фракции в переизбранном парламенте, заменив, таким образом, нынешний «Народный фронт». Конечным потенциальным результатом такой «перезагрузки» высшего законодательного органа власти могло бы стать получение «Батькившиной» в переизбранном парламенте (по праву второй по величине фракции) должности Премьер-министра, что является уже далеко не скрываемым целевым ориентиром лидера партии Юлии Тимошенко.

Однако, такой сценарий досрочных выборов кажется мало приемлемым для президента и его именного «Блока Петра Порошенко», представленного самой большой фракцией в нынешнем украинском парламенте. Для последних как раз таки выгодно сохранение парламента в его нынешнем составе и далеко не только по причине относительно скромных электоральных результатов полученных «БПП-Солидарность» в ходе недавних местных выборов в Украине.

Во-первых, очевидная политическая беспомощность основного партнера президентской партии – «Народного Фронта», подтверждением чему служит как текущий рейтинга партии близкий к показателям статистической погрешности, так и показательный отказ «Народного фронта» от участия в последней избирательной гонке местных выборов, делает парламентскую фракцию «фронтовиков» вместе с правительством Яценюка реальными заложниками ситуации и воли президента. Если предположить, что БПП выступит в роли инициатора развала нынешней коалиции и президент впоследствии воспользуется конституционным правом роспуска Верховной Рады, то некогда влиятельный «Народный Фронт» рискует безвозвратно выбыть из большой политики. Таким образом, нынешняя политическая конфигурация, обусловливающая абсолютную уязвимость правительства Яценюка, делает из последнего довольно удобный инструмент в руках президентской администрации.

Во-вторых, президент Порошенко не может не считаться с позицией западных партнеров Украины (в первую очередь, США), для которых сохранение и устойчивость нынешней парламентской коалиции является одним из принципиальных требований и условий оказания в дальнейшем необходимой Киеву финансовой поддержки. Более того, как известно, Арсений Яценюк персонально пользуется расположением в Вашингтоне и это также не может не оказывать воздействие на политическую позицию как президента, так и его близкого политического окружения.

Наконец, досрочные выборы в Верховную Раду, как засвидетельствовали результаты недавних местных выборов, могут существенно изменить состав парламента не на пользу нынешней власти. Потенциал прохождения имеют целый ряд оппозиционно настроенных к нынешней власти политических сил, среди которых, по всей видимости, могут оказаться довольно радикально настроенные «УКРОП», ВО «Свобода», а также, судя по всему, ощутимо расширит свое представительство ВО «Батькивщина» и, возможно, «Оппозиционный блок». Непредсказуемость нового формата переизбранного парламента, таким образом, может являться очередной причиной слабой заинтересованности президента в досрочных выборах Верховной Рады. Помимо этого сама возможность утверждения амбициозной Юлии Тимошенко в качестве нового премьера в переизбранном законодательном органе, вряд ли может быть встречена с оптимизмом на Банковой. Премьерство Тимошенко несет угрозы формирования серьезного спарринг-партнера президенту Порошенко, который рискует в такой ситуации повторить судьбу Виктора Ющенко, оказавшись заложником нового витка политического кризиса, подобного тому, что уже имел место быть раньше в стане оранжевой коалиции между Ющенко и Тимошенко.

Таким образом, есть весомые основания полагать, что Президент как и нынешний Премьер-министр будут прилагать максимальные усилия, дабы избежать сценария досрочных выборов Верховной Рады. Если нежелательного сценария для власти таки удастся избежать, невзирая на вполне обоснованные центробежные тенденции в стане парламентской коалиции со стороны «Батькивщины», то, скорее всего, правительству придется для удовлетворения амбиций последней пожертвовать рядом министерских кресел, расширив при этом представительство людей из партии Юлии Тимошенко. Однако, такая калибровка правительства согласно новым политико-электоральным тенденциям еще далеко не означает слаженности и бесконфликтности всей дальнейшей работы исполнительной власти.