Медіа
Перегляди: 2318
21 червня 2017

После аннексии Крыма: краткосрочный сценарий невозможен

Голос Америки
Тарас Бурнос

Лидер Меджлиса – о вызовах, с которыми украинская власть столкнется после восстановления суверенитета над оккупированными территориями

КИЕВ – После деоккупации Крым будет «чистейшим» от агентов влияния врага регионом, а награбленные земля и дворцы вернутся народу. Об этом в ночном эфире 15 июня на Пятом канале Украины заявил председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров.

обязательно первыми убегут, пока еще солдаты будут на местах, все эти гоблины, которые предали Украину, крымскую землю, те, которые убивали крымских татар

«Мы должны готовиться к внедрению очень разнообразных мероприятий и мер, которые бы сделали очень удачными непосредственно момент вхождения украинского порядка и украинской власти и организации там местной власти. Теперь это будет «очищение» полуострова. Я хотел бы, чтобы меня очень правильно поняли. Речь не идет о том, что мы, как Сталин, сотнями тысяч людей будем выкидывать», – сказал Рефат Чубаров, сообщается на интернет-сайте Пятого канала.

Он отметил, что после возвращения украинской власти на полуостров «сразу должны уехать все, те», кто «заехал в Крым после 20 февраля 2014 года».

«Это минимум 200 тысяч человек, включая военных, прокуратуру, ФСБ, российскую полицию. То есть двести тысяч человек должны выехать с последним российским солдатом», – сказал Рефат Чубаров.

Он подчеркнул, что «обязательно первыми убегут, пока еще солдаты будут на местах, все эти гоблины, которые предали Украину, крымскую землю, те, которые убивал крымских татар».

«Их уже не будет, потому что к ним ни пощады не будет», – отметил Рефат Чубаров.

От «очищения» Крыма до «зачисток» в Донбассе

Ранее в эфире Пятого канала советник министра МВД Зорян Шкиряк сказал, что Украина обязательно освободит оккупированные территории Донбасса и там необходимо будет провести зачистки в отношении представителей незаконных вооруженных формирований.

«Могу убедить и тех, кто сегодня не слышит, то пусть услышат: мы обязательно эту территорию освободим, и зачистки обязательно будут. В этом сомневаться не стоит», – подчеркнул Зорян Шкиряк, сообщает интернет-портал Корреспондент.net.

По договору о государственной границе, например, между Украиной и Россией, Крым является территорией Украины. Россия нарушила все существующие договора и меморандумы

Зорян Шкиряк уточнил, что применительно к ситуации на Донбассе, «зачистка – это правоохранительная деятельность, которая непосредственно применяется к участникам российско-террористических вооруженных незаконных формировании».

В отношении мирных жителей, которые стали заложниками ситуации и попавших под гнет российских террористов», вопросов не будет, заверил советник главы МВД, сообщает Корреспондент.net.

Для освобождения Крыма нужен свой международный формат

Руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник считает, что необходимо создать отдельный гуманитарный формат переговоров по ситуации в Крыму.

«Сегодня не существует отдельного такого формата переговоров, где обсуждаются вопросы с правами человека – обмен, освобождение заключенных, ответственных за военные преступления. Он не связан с политическими отношениями, он отображает четкое нарушение прав человека. И такого формата сегодня нет ни по Крыму, ни по Донбассу. Есть Минский процесс, но он очень политический.

Да, мы считаем, что Крым должен быть отдельной повесткой в международной политике, и не просто политике, где только звучат декларации, но должен быть конкретный формат, в котором будут применяться конкретные механизмы в сфере соблюдения прав человека», – говорит Ольга Скрипник корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».

Международная ответственность России по факту незаконной аннексии Крыма, по словам Ольги Скрипник, определяется рядом нормативных актов.

«По договору о государственной границе, например, между Украиной и Россией, Крым является территорией Украины. Россия нарушила все существующие договора и меморандумы. Существует два новых документа, две резолюции Генассамблеи ООН 2014 и 2016 годов, в которых подчеркивается, что Крым украинский, он – оккупирован», –подчеркивает Ольга Скрипник.

Римский статут и Женевская конвенция, по ее словам, определяют гуманитарные права в условиях военного конфликта и распространяются на ситуацию в Крыму.

«Перемещение людей с территории России на территорию Крыма и обратно, в рамках двух этих международных пактов, является международным военным преступлением и поэтому сам факт того, что Россия перемещает на крымский полуостров свои силовые структуры и граждан уже нарушает международные нормы. Этим вопросом должен заниматься Международный уголовный суд», – отмечает Ольга Скрипник.

После аннексии: краткосрочный сценарий невозможен

Политический аналитик Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Мария Золкина считает, что Украина с правовой точки зрения сегодня ограничена в инструментах, которые позволили бы в краткосрочной перспективе вернуть Крым.

Наиболее действенным механизмом, который сегодня есть – это иски к России в международных судебных инстанциях

«Мы вернулись к публичному международному обсуждению «крымского вопрос» фактически в 2016 году. Прошло время, и сегодня Украина не может рассчитывать, что в мире снова будет такое внимание к этой проблеме, как это было в 2014 году. Конкретные механизмы есть, но они сводятся к международным искам и не могут привести к автоматическому возврату Крыма в юрисдикцию Украины.

Эта проблема сегодня больше политическая, чем правовая. Никто в мире не опровергает правовую юрисдикцию Украины над этими территориями. Вопрос в том, что реализовать любое законное юридическое решение невоенными методами в отношении Крыма сегодня невозможно», – говорит Мария Золкина корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Мария Золкина отмечает, что, вероятно, подобная ситуация, сложилась отчасти из-за позиции украинской власти – пристального внимания к ситуации в Донбассе, в момент агрессии России.
«Наиболее действенным механизмом, который сегодня есть – это иски к

России в международных судебных инстанциях. Первые украинские иски демонстрируют, что Киев делал ставки на конкретные случаи нарушения прав человека, хотя, что могло бы быть проще – доказательство факта нарушения территориальной целостности на примере Крыма!

Теперь же, если Украине удастся доказать отдельные нарушения и признаки дискриминации, например, в Международном суде ООН по ситуации в Крыму, то де-факто, после этого нужно будет подавать новые и новые иски по другим более глобальным вопросам», – отмечает Мария Золкина.

Она считает, что перемещая своих граждан на крымский полуостров Россия, фактически, занимается замещением демографического состава местного населения.

«Это фактически уже статистические данные о том, что в большинстве силовых ведомств от половины до двух третей – на различных должностях присланные кураторы и чиновники из России, и постепенно происходит замещение местного населения приезжими», – отмечает Мария Золкина.

Она говорит, что когда начнется процесс возвращения Крыма Украине, эти люди сами будут уезжать, поскольку им придется отвечать за свои действия по украинскому уголовному законодательству.

Мониторинг ООН: нарушение прав в Крыму и одна школа для украинцев

В восемнадцатом докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) о ситуации с правами человека в Украине, который был опубликован 13 июня, фиксируется нарушения прав человека и международного гуманитарного права на территории полуострова Крым.

«Включая – неуважение к гарантиям справедливого судебного разбирательства, ретроспективное применение уголовного права, принудительные передачи лиц, находящихся под защитой, из Крыма в Российскую Федерацию, смерть в заключении, пытки, жестокое, бесчеловечное или унизительное обращение или наказание, а также отсутствие доступа к эффективным средствам правовой защиты. Существуют также опасения относительно защиты имущественных прав и права на образование на родном языке», – отмечается в разделе доклада «права человека в автономной республике Крым и городе Севастополь».

УВКПЧ зарегистрировало несколько случаев жестокого обращения с людьми, содержащимися под стражей.

Представители ООН указывают на «резкое сокращение образования на украинском языке».

«Число детей, обучающихся на украинском языке, сократилось с 12 694 в 2013 году до 371 в 2016/2017 учебном году. В 2013 году в Крыму было 7 школ и 875 классов с обучением на украинском языке. По состоянию на март 2017 года, оставалась
только одна украиноязычная школа в Феодосии, которую посещали 132 учащихся 1-9 классов», – подчеркивается в мониторинге УВКПЧ.