Медіа
Перегляди: 1689
27 лютого 2016

Почему Порошенко теряет рейтинг, а «Оппозиционный блок» – набирает

Если бы в средине февраля проводились выборы в Верховную Раду, туда прошли бы семь партий, первое место среди которых с результатом в 16,6% занял бы «Блок Петра Порошенко «Солидарность». Такие данные опубликовал Киевский международный институт социологии. Согласно показателям опроса, президентская сила потеряла больше 5% рейтинга, ведь на внеочередных выборах в 2014 году набрала 21,8%. Однако «Солидарности» все же удается пройти в парламент, в отличие от лидеров предыдущих выборов. «Народный фронт» набирает около 2,5%, что в разы меньше предыдущих 22,1%. Согласно данным опроса, у «Батькивщины» и «Оппозиционного блока», набравших 15,1% и 14,2% соответственно, есть шанс значительно усилить свое представительство в парламенте. Однако эти показатели – далеко не предел «Оппозиционного блока», уверен генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто. «Если выборы будут по всей Украине, вместе с неподконтрольной Украине частью Донбасса, у «Оппозиционного блока» есть все шансы занять первое место», – отмечает Паниотто. FaceNews поинтересовался у политических аналитиков, как они оценивают результаты опроса.

Руслан Кермач: Яценюк может быть поставлен в ситуацию, когда не будет выхода, кроме как сложить с себя полномочия

Чем обусловлены результаты опроса, когда «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» всего на несколько процентов отстают от президентской партии?

Результаты вполне прогнозируемы. В целом показатели «Блока Петра Порошенко», учитывая шквал критики в отношении власти, еще довольно стойкие, невзирая на существенное падение, порядка 5%. Если мы оцениваем то, как за этот период падает рейтинг Яценюка, то Порошенко и его партии удалось укрепиться. Это в определенной степени свидетельствует, что его рейтинг менее восприимчив к критике исполнительной власти, премьер-министра, Кабинета министров. Хотя, как ни странно, мы знаем, что одиннадцать из семнадцати министров Кабмина – представители «Блока Петра Порошенко». Это интересный нюанс. Тем не менее, место имеет традиционная украинская особенность – персонификация ответственности. Здесь она тоже четко отразилась, основной удар понес премьер-министр Яценюк и выпавшая из рейтинга партия, с которой его ассоциируют, «Народный фронт».

Что касается Тимошенко, то осенние местные выборы уже отразили рост рейтинга. Партия «Батькивщина» – первая партия, которой нужен рестарт в перезагрузке парламента, потому что их сегодняшняя фракция является мизерно маленькой по сравнению с потенциалом, который они могут обрести.

«Оппозиционный блок» традиционно отвоевывает свой электорат, укрепляет позиции. В свете сегодняшних пагубных социально-экономических тенденций это является вполне прогнозируемой динамикой.

Если исходить из данных КМИСа, следующий парламент будет куда более фрагментированный, чем нынешний. Касательно Порошенко ситуация очевидная. Он хочет заменить Кабинет министров, премьер-министра. Видимо, в Администрация президента в курсе социологии, того, что его рейтинг начал проседать. Например, я сопоставляю сегодняшний рейтинг с тем, что был на местных выборах, динамика падения у «БПП» есть.

Какова динамика?

Мне кажется, показатели были около 19%-20%. Конечно, местные выборы – это местные выборы, там своя специфика, но это был своеобразный замер, на который сегодня можно ориентироваться.

Что еще интересно? Появление «Свободы», «Громадянської позиції». Мы видим, что при формировании коалиции в новом парламенте «Народный фронт» фактически заменяется «Батькивщиной». Насколько это договороспособный партнер – большой вопрос, учитывая амбиции Юлии Владимировны и опыт противостояния 2005 года, в частности, когда Порошенко был секретарем СНБО. Тогда у них с Тимошенко была очень серьезная конфронтация. Я думаю, эти конфликты могут опять повториться. Порошенко – прагматичный, здравомыслящий человек, я думаю, он и его окружение все эти риски просчитывают. Исходя из этого, будет делаться все, чтобы как можно дольше отсрочивать проведение досрочных выборов. Я все же склоняюсь к тому, что в ближайшее время их все-таки удастся избежать.

Кроме того, существует риск того, что сейчас начнется тенденция, когда многие депутаты для реабилитации могут, например, не голосовать за какие-то законопроекты, то есть, может быть парализована слаженная работа Кабинета министров и парламента. В частности, это могут быть представители «БПП», которых уличили в двойных стандартах после голосований касательно правительства, когда вначале они вынесли неудовлетворительную оценку работе Кабмина, после чего не проголосовали (за отставку правительства, – FaceNews).

Мы знаем, что в нормально функционирующей парламентско-президентской демократии эти институты (парламент и Кабинет министров, – FaceNews) должны взаимодействовать на постоянной основе. Кабинет министров инициирует подачу законопроектов, парламент должен принимать. Если этого не будет, Яценюк может быть поставлен в ситуацию, когда не будет выхода, кроме как сложить с себя полномочия или искать какой-то другой вариант. Для Порошенко это, конечно, был бы идеальный вариант – снятие политических кризисных тенденций путем каких-то изменений.

Сергей Быков: После выборов у Порошенко может быть вторая или третья по численности фракция в парламенте

Чем, Чем обусловлены результаты опроса, когда «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» всего на несколько процентов отстают от президентской партии?

Во-первых, это свидетельствует о нисходящей тенденции электоральных предпочтений избирателей «Блока Петра Порошенко». Во-вторых, об усилении активности и повышении рейтингов партии «Батькивщина». Причем, это исключительно промежуточные результаты, поскольку все мы прекрасно понимаем, что в ближайшее воскресенье выборы не состоятся. Однако у данной тенденции есть все шансы на свое сохранение. Нисходящая тенденция «Блока Петра Порошенко» в результате опустит их рейтинг на вторую или даже третью позицию. Вполне вероятно, что у «Блока Петра Порошенко» может быть третья по численности фракция в парламенте после уже «Батькивщины» и «Оппозиционного блока», наращивающих свой электорат.

Публикация стенограммы СНБО была направлена как раз на то, чтобы понизить динамику тенденции роста у «Батькивщины», поскольку их объединение с Наливайченко показывает свою высокую эффективность, ведь они перебирают часть электорального поля у Михеила Саакашвили и подводят под уже раскрученный бренд.

Однако, кроме «Батькивщины» показатели повысил и «Оппозиционный блок», который ассоциируется с бывшей «Партией регионов».

«Оппозиционный блок» ассоциируют не только с бывшими регионалами. Грубо говоря, с первого дня «Оппозиционный блок» является олицетворением оппозиции. Это создает как определенные электоральные минусы, так и плюсы. То есть, даже если они возьмут второе место по численности своей фракции, все равно не будут де-факто принимать участия в формировании большинства.

Согласно представленному КМИС опросу, «Радикальная партия» и «Свобода» также попадают в новый парламент. Однако конкуренция на патриотическом поле повышается, ведь на выборы могут пойти и «УКРОП», и новое движение Дмитрия Яроша. Насколько в случае похода на выборы новых патриотических сил могут пошатнуться позиции бывалых парламентских партий?

Они могут пытаться забирать голоса. Однако, например, у «Свободы» электоральное ядро является последовательным, люди за них голосуют от выборов к выборам. Кроме того, люди, которые на некоторые электоральные кампании переходят в электоральное поле других политических сил, в результате все равно разочаруются в этих альтернативных силах и возвращаются. Местные выборы показали, что «УКРОП» не настолько силен, как этого бы хотелось Коломойскому и сотоварищам, особенно после скандала с финансированием народных депутатов из кармана господина Корбана.

Касательно нового движения Дмитрия Яроша, то еще когда «Правый сектор» был на подъеме после Революции Достоинства, он все равно не преодолел проходной барьер. «Правый сектор» реально делегировал только двух своих представителей в парламент – Дмитрия Яроша, который в результате вышел из «Правого сектора», и Борислава Березу, который тоже вышел из «Правого сектора».

Александр Палий: У Яроша есть неплохие шансы

Чем обусловлены результаты опроса, когда «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» всего на несколько процентов отстают от президентской партии?

Они набирают за счет того, что многие люди протестно настроены. Они, скорее всего, так голосовать не будут, но отвечают как можно радикальнее. Кроме того, нужно посмотреть, какая там выборка и так далее, насколько это реальные результаты. Но факт в том, что протестные социальные настроения в стране есть, а в таких условиях голосуют за наиболее радикальных.

Исключать нельзя, что реальная ситуация приблизительно такова. Однако я уверен, что мало определившихся людей. Если взять всех людей, которые придут на выборы, то результаты будут совсем иными.

Согласно представленному КМИС опросу, «Радикальная партия» и «Свобода» также попадают в новый парламент. Однако конкуренция на патриотическом поле повышается, ведь на выборы могут пойти и «УКРОП», и новое движение Дмитрия Яроша. Насколько в случае похода на выборы новых патриотических сил могут пошатнуться позиции бывалых парламентских партий?

Могли бы, это реально. Если Ярош подберет хотя бы десяток правильных людей, а лучше – два десятка или три, если эти люди будут настоящими, не просто известными, у него есть неплохие шансы.

Николай Спиридонов: На правом поле становится достаточно тесно

Чем обусловлены результаты опроса, когда «Батькивщина» и «Оппозиционный блок» всего на несколько процентов отстают от президентской партии?

Во-первых, мы не можем на 100% доверять социологии, поскольку назревают досрочные выборы. То есть, любая предвыборная социология в той или иной степени является манипуляторной, независимо от того, кто ее выпускает.

Что касается результатов, логично, что рейтинг «Оппозиционного блока» и «Батькивщины» растет, потому что «Оппозиционный блок» пребывает в оппозиции, об этом даже свидетельствует его название, а у «Батьківщини», даже когда она находилась во власти, была оппозиционная риторика, Тимошенко говорила то, что приятно слышать народу.

В ситуации, когда власть, в принципе, со своей работой не справляется, и появляется много недовольных социальным положением, естественно, рейтинг политических сил, которые пребывают в оппозиции, повышается. Более того, этот скандал, например, с СНБО тоже связан с повышением рейтинга Тимошенко, который пытаются немного опустить.

Согласно представленному КМИС опросу, «Радикальная партия» и «Свобода» также попадают в новый парламент. Однако конкуренция на патриотическом поле повышается, ведь на выборы могут пойти и «УКРОП», и новое движение Дмитрия Яроша. Насколько в случае похода на выборы новых патриотических сил могут пошатнуться позиции бывалых парламентских партий?

Откровенно говоря, я вообще сомневаюсь в рейтинге «Радикальной партии» выше 10%. Именно эта позиция социологии вызывает у меня наибольшие сомнения, потому что мы видели со времен местных выборов, что рейтинг «Радикальной партии» наоборот падает. Сейчас в «Радикальной партии» идут серьезные разговоры, что нужно провести ребрендинг, назваться как-то по-другому, иначе политсила в Верховную Раду не проходит.

На правом поле сейчас достаточно много конкурентов. Кстати, недавние события на Майдане принесли еще некоторые перемены в рядах правых сил, ведь о себе объявило так называемое «РПС». Некоторые называют революционными правыми силами, некоторые – радикальными, то есть, не еще все разобрались, как называть. Тем не менее, это движение о себе заявило, и, в принципе, на правом поле становится достаточно тесно.

Вес этого самого правого фланга составляет максимум 30%, однако достаточно много партий пытаются играть на этом поле, поэтому «УКРОП» или новое движение Яроша на этом поле будут теснить, например, «Радикальную партию». Это связано с тем, что, на самом деле, «Радикальная партия» не достаточно радикальна по сравнению, например, с тем же «РПС», она же не проводит каких-то таких акций с погромами банков, студий телеканалов.

Как на счет «Свободы» и показателя в 6,2%?

«Свобода» сейчас выигрывает на том, что она почти не присутствует в Верховной Раде, в парламенте, теряющем поддержку общества. Кром этого, «Свободу» обвиняли в радикальных акциях в августе, даже было преследование партийцев. В итоге мы получили достаточно мощный результат партии «Свобода» на местных выборах и действительно хорошие шансы и на досрочных выборах в Верховную Раду. В данном случае их результат мне кажется корректным. Примерно 6,2% у них может и быть, даже 7%.