Медіа
Перегляди: 949
28 квітня 2016

Экспертный опрос: отправятся ли полицейские силы ОБСЕ на Донбасс? Экспертный опрос: отправятся ли полицейские силы ОБСЕ на Донбасс?

Вероятность введения вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс оценивается неоднозначно. Фото: ukrinform.net

Вероятность введения вооруженной полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс оценивается неоднозначно. Фото: ukrinform.net

С конца марта активно обсуждается возможность введения на Донбасс вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. По словам президента Украины Петра Порошенко, первым выступившим с таким предложением, она является ключевым условием для обеспечения безопасности местных выборов в регионе. 14 апреля в ходе «Прямой линии» предложение поддержал президент России Владимир Путин.

Спустя десять дней Порошенко в интервью национальным каналам заявил, что Россия согласна на размещение на Донбассе полицейской вооруженной миссии ОБСЕ. В Кремле же осторожно отметили,  что привлечение полицейских сил ОБСЕ — это вопрос самой организации и руководства самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

В ОБСЕ введение вооруженной полицейской миссии назвали возможным только при условии согласия всех стран — членов организации. «У миссии ОБСЕ есть четко оговоренный мандат… Любые другие идеи должны быть сначала обсуждены членами миссии, 57 странами», — подчеркнул глава специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Донбассе Александр Хуг.

В ДНР резко негативно воспринимают идею введения полицейских вооруженных сил ОБСЕ. ««Если у них появится желание появиться здесь вооруженными, я буду расценивать это как интервенцию», — заявил глава республики Александр Захарченко. По мнению главы МИД ДНР Натальи Никаноровой, «подключение миротворцев приведет к возникновению посредника между нами и Украиной, а это перечеркивает основную задачу Минского процесса — наладить прямой диалог между сторонами конфликта».

Чтобы разобраться в перспективах сложившейся ситуации, Europe Insight обратился к экспертам с просьбой оценить вероятность введения полицейской вооруженной миссии ОБСЕ на Донбасс (по шкале от 0 до 5, где «0» означает, что это абсолютно невозможно, а «5» — что миссия будет однозначно введена). Мы также попросили экспертов оценить, как введение полицейских сил ОБСЕ повлияет на вероятность силового разрешения конфликта (по шкале от -5 до 5, где «-5» означает, что силовой вариант исключен, а «5» — неизбежен).

Мария Золкина, эксперт Фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива.

Вероятность введения миссии: 4

Без обеспечения гарантий безопасности невозможно говорить о любом проекте политического выполнения Минских соглашений. Сейчас мы находимся в ситуации, когда должны переходить к политической части «Минска-2», при этом мы понимаем, что украинская сторона должна сделать первый шаг и в дальнейшем демонстрировать готовность выполнять политические обязательства. Но нет необходимых условий в плане безопасности для того, чтобы заниматься политическими пунктами «Минска-2». Как мы видим «режим тишины» в том виде, в котором он необходим, не соблюдается. СММ согласно своему мандату не может гарантировать ни полноценной фиксации нарушений, ни безопасности в регионе. В этой ситуации позиция украинской стороны смотрится достаточно конструктивно: пока нет гарантий безопасности, мы не можем говорить об исполнении политических пунктов.

Вероятность силового разрешения: -1 / -2

На сегодняшний день есть только две стороны конфликта: российские войска и их местные «сателлиты», с другой стороны — Украина. Я не думаю, что РФ, в случае использования мировым сообществом такого инструмента, как вооруженная миссия ОБСЕ, отважится на откровенную эскалацию конфликта, иначе ей не удастся достичь тех целей, которые она сейчас преследует в краткосрочной перспективе.  Речь идет как минимум о смягчении, а в дальнейшем — о полной отмене санкций из-за ситуации на Донбассе. По Крыму, конечно же, санкции останутся.

Игорь Ижнин, эксперт Центра международной безопасности и партнерства

Вероятность введения миссии: 2

Во-первых, еще не понятен мандат. У миссии для того, чтобы быть утвержденной, должен быть разработан мандат. Пока что никаких наработок в этом плане опубликовано не было. Во-вторых, согласие всех государств — членов ОБСЕ. На мой взгляд, получить такое согласие будет достаточно тяжело, потому что государства — члены ОБСЕ и сама организация должны будут взять на себя определенную ответственность и обязательства относительно разрешения конфликта. Это огромные риски. Готовы ли они рисковать своими гражданами в горячей точке… И последнее — это позиция самих сепаратистов. Сможет ли реально работать полицейская миссия ОБСЕ на Востоке Украины, если им будут непосредственно угрожать военные формирования сепаратистов.

Вероятность силового разрешения: -3

Данная миссия будет заниматься размежеванием. Во всяком случае, это зависит от того, что будет написано в мандате. Размежевание сторон — это уже огромные политические и военные проблемы. Чтобы военными методами продолжить разрешение конфликта, необходимо будет ликвидировать эту миссию, заставить ее уйти теми или иными способами. Это возможно, устраивая провокации или обстрелы, или нападения на эту миссию. И миссия сама по себе решит свернуть свою деятельность в связи с опасностью для персонала. Это возможно, но повлечет за собой огромные политические последствия и «преследования» стороны, которая инициирует подобные акты.

Николай Назаров, руководитель Центра исследований региональной безопасности

Вероятность введения миссии: 2

Почему не 0? Потому что разные стороны, в том числе Российская Федерация, заявили, что это потенциально вероятно. Но с другой стороны, понимая логику, в которой находится руководство России, я не думаю, что они на это пойдут. Это риторика, но в конце концов миссия ОБСЕ туда не будет допущена.

Вероятность силового разрешения: -2

Считаю, что введение миссии — это обстоятельство, которое могло бы содействовать улучшению ситуации и снизить градус радикализма.

Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова

Вероятность введения миссии: 3+ / 4

Во-первых, нужно решение ОБСЕ. Туда входит Россия, и это еще предмет торгов. Во-вторых, подготовка и организация миссии достаточно длительная и будет сопровождаться различными переговорами, торгами, согласованиями и прочим. А третье — уже есть заявление боевиков. Плюс стоит вопрос о расположении миссии. Если это будет миссия с мандатом полностью на территории АТО, то это одно дело. А другое дело, если эта миссия будет располагаться только по линии разграничения. Тогда это будет миссия не урегулирования, а замораживания конфликта. А это разные вещи.

Вероятность силового разрешения: -4

Я отбрасываю вариант силового разрешения конфликта с участием миссии. Миссия не будет ввязываться в вооруженный конфликт. В крайнем случае, она будет самообороняться. Если миссия будет введена, вероятность силового разрешения конфликта будет минимизирована. Возможно, будут какие-то локальные провокации, обстрелы – этого исключать тоже невозможно до конца.

Виктор Таран, глава Центра политических исследований и аналитики «Эйдос»

Вероятность введения миссии: 1

Необходимо читать положения о полицейских миссиях ОБСЕ. Полицейские миссии обладают специфическим статусом: они создаются до начала конфликта и выполняют, прежде всего, превентивную функцию. То, что сказал президент [Петр Порошенко], что они должны будут контролировать и содействовать прекращению огня, это не их функция. Их функция — размежевание сторон конфликта. Мне лично очень жаль, что международники, которые готовили для президента текст, до конца это не выяснили.

Вероятность силового разрешения: 0

Введение миссии никак не повлияет на вероятность силового разрешения конфликта. Потому что миссии ОБСЕ выполняют исключительно функции «секунданта», наблюдателя. Они не выполняют ни одной функции, чтобы исключить возможность конфликта.

Мы переоцениваем роль ОБСЕ. Во-первых, мы не должны забывать, что ключевой донор ОБСЕ — это Россия. Она влияет на принятие решений. Во-вторых, решения в ОБСЕ принимаются консенсусом. Решение, которое не будет удовлетворять Россию и ее «сателлитов», не будет принято. Но и наоборот, решение, которое будет их полностью удовлетворять, не будет удовлетворять украинскую сторону. Его заблокируем мы и наши партнеры.

 Юлия Тищенко, эксперт Украинского независимого центра политических исследований

Вероятность введения миссии: 5

Это политическое решение и для того, чтобы его реализовать, необходимо работать. Насколько я знаю, вопрос не только в Украине, но еще и в Германии. Это вопрос организации финансирования. Если сейчас не хватает денег на нынешнюю СММ, то как быть с новой? Это организационные вопросы, и если они будут решены, введение миссии будет возможно.

 Вероятность силового разрешения: –

Введение политической миссии заморозит конфликт. Но так как сейчас не будет. Потому что сейчас он не заморожен.

Антон Финько, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Вероятность введения миссии: 2,5

Допуск миссии ОБСЕ достаточно проблематичен и возможен только в варианте введения на линию разграничения, т.е. с таким вариантом могли бы согласиться режимы Донецка и Луганска в случае, если бы это окончательно поддержала российская сторона. И то это бы потребовало колоссального контингента на линии разграничения — тысяч 20-25 человек. Но такой вариант возможен в результате компромисса сторон. Любой другой вариант введения, например, на государственную границу, или же какие-то иные подходы в принципе невозможны. Они недостижимы переговорным путем.

Вероятность силового разрешения: –

Если будет введена полицейская миссия на линию разграничения, то это снизит количество обстрелов и будет благоприятствовать деэскалации ситуации.