Что будет с донбасскими КПВВ?
На встрече Минской ТКГ, которая запланирована на 8 июля, намерены поднять вопрос об открытии КПВВ на Донбассе. Закрытые с марта, они как бы возобновили работу в июне. Частично и при определенных условиях. Но это скорее издевательство, чем работа. Каковы шансы, что откроют хотя бы некоторые, а также какие из условий пересечения линии разграничения могут смягчить, интернет-газете «Жизнь» рассказали эксперты.
Аналитик Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" Мария Золкина подчеркивает, что на сегодняшний день открытие КПВВ, хотя бы в частичном, ограниченном режиме, целиком и полностью зависит от самопровозглашенных властей на временно оккупированных территорий (ВОТ). Они не готовы идти на симметричные шаги, которые уже сделала украинская сторона.
«Напомню, что украинская сторона, несмотря на то, что не имеет полноценной информации о том, какая именно эпидемологическая ситуация царит на ВОТ, с 10 июня начала пропуск граждан в обоих направлениях, – говорит Мария Золкина. – Были открыты КПВВ "Станица Луганская" на Луганщине и "Марьинка" на Донетчине. Но работа КПВВ в Донецкой области оказалась полностью заблокирована. Через "Марьинка" оккупанты никого не пропустили, а открытый КПВВ "Новотроицкое" проработал совсем недолго. Всё это произошло исключительно в связи с нежеланием боевиков пропускать население через свою часть контрольно-пропускной системы».
По словам аналитика, условия, которые выдвигают самопровозглашенные власти для открытия КПВВ, являются непонятными, алогичными и для украинской стороны, и для наших граждан, которые проживают на временно оккупированной территории.
«Украинская сторона готова открывать КПВВ при условии, что мы будем технически готовы обслужить определенное количество людей, которые будут приходить за пенсиями, социальными выплатами, – поясняет Мария Золкина. – Ведь основная часть пересечений линии разграничения через КПВВ в сторону подконтрольной территории происходит именно в связи движением людей за пенсиями, соцвыплатами или получением каких-то документов. То есть, люди едут снять деньги в банкомате, переоформить какие-то справки и т.д. Украинская сторона не сможет (если сейчас возобновить полноценное движение через КПВВ на докарантинном уровне) обеспечить одномоментно всем выплаты, оформление документов и т.д. Не хватит ресурсов – ни денежных, ни человеческих».
Потому важно технически подготовиться. И сейчас, напоминает эксперт, в Минреинтеграции рассматриваются определенные сценарии. Скорее всего, всё будет по возрастному цензу: сначала возможность получить выплаты и оформить необходимые документы получат наиболее возрастные пенсионеры, потом – чуть младше. И так далее. Каждой категории предоставят определенный временной период.
«Но власти ВОТ не согласны даже с такой формулой открытия КПВВ. И выдвигают условия составления каких-то собственных списков для возвращения людей на временно оккупированную территорию, – продолжает Мария Золкина. – Эти условия неприемлемы, прежде всего, для обычных граждан. Боевики заявили, что готовы людей выпускать без особых условий, но запускать – только по определенным спискам. И человек, выехавший на подконтрольную территорию, может не попасть назад, если его не будет в списках, принцип составление которых – не понятно. Плюс – на оккупированной территории есть требование об обсервации».
Учитывая столь неадекватные требования, предметного диалога не ведется. И в информационном плане ситуация, по мнению аналитика, играет на руку украинской стороне. Ведь мы согласилась (насколько это возможно в создавшихся условиях) открыть КПВВ, отменив для некоторых граждан обсервацию (но не отменив самоизоляцию). Боевики же не согласны пропускать людей назад без того, чтобы они попали в какие-то списки. Уже были случаи, когда возвращаясь в своей реальный дом, на ВОТ, люди сталкивались с тем, что боевики их не пропускали. И наши граждане были вынуждены были оставаться в "серой зоне".
«С моей точки зрения, основная причина, по которой боевики не открывают даже в каком-то ограниченном режиме КПВВ со своей стороны, это – реальная ситуация с распространением вируса в ВОТ, – говорит Мария Золкина. – Возможно, оккупационные власти неспособны организовать какую-то систему отслеживания населения (обсервации, самоизоляции), прибывающего с подконтрольной территории. Как следствие – боязнь, что масштабы распространения эпидемии будут еще больше. При том, что возможности медицинской системы на оккупированных территориях – ограничены».
Спрогнозировать, измениться ли что-то через несколько дней, после очередного заседания ТКГ, сложно, отмечает Мария Золкина: «Скорее всего – нет... Думаю, ближайшие пару недель сдвигов не будет».
Повний текст статті: інтернет-газета "Жизнь"